Русское зарубежье - огромная тема, которая даже сейчас, почти сто лет спустя, изучена совсем немного.

Ученые, философы, артисты, писатели и художники, все эти люди , выброшенные из привычной жизни, оказавшиеся на грани физического выживания, старались сохранить себя в своей профессии, в кругу привычного общения.

Николай Иванович Васильев - один из тех художников, которые известны и востребованы на американском и европейском антикварном рынке, но на Родине о нем знает лишь узкий круг специалистов и коллекционеров.

Родился в 1887 году в Московской губернии.

В начале 1900-х учился в частной школе К. Юона. В 1906–1919 в МУЖВЗ, где получил блестящее образование у лучших художников своего времени - Л. Пастернака, К. Коровина и В. Серова.

Окончил с золотой медалью (картина «Портрет отца»).

В 1914 был мобилизован в офицерском чине (воевал в артиллерии до 1918).

В 1918-1919 был ассистентом Р. Фалька во ВХУТЕМАСе.

Участвовал в выставке «От импрессионизма до беспредметничества».

В 1919 эмигрировал в Константинополь, где сразу вошел в художественную среду русских художников.

Константинополь представлял собой тогда живописное и красочное зрелище. Русские беженцы поселились в основном в европейской части города, на западном берегу Босфора в районе Галата, около знаменитой башни, и в районе улицы Пера, главной европейской артерии города.

На улице Пера русские открыли рестораны, кабаре, кондитерские и аптеки. Появились практикующие русские доктора, адвокаты, мастеровые и даже азартные тараканьи бега, организованные офицером русской армии Петром Бородаевским. Начали выходить русские газеты самого различного толка: «Новое время», «Общее дело», «Руль» и др.

В апреле 1921 года Г.Л.Пахалов открыл первый русский книжный магазин «Культура», а его соратник Г.Н.Гордов на углу улиц Пера и Брусса — первый русский газетный киоск. В России он был мировым судьей и городским головой Херсона.

Одним и ярчайших культурных событий тех лет была постановка балета Римского-Корсакова «Шехерезада» В.Зиминым. Упоминание об этом спектакле можно встретить во всех мемуарах и исторических материалах об этом времени.

Художником этой постановки и был Николай Иванович Васильев.

Он также являлся одним из учредителей Союза русских художников в Константинополе.

Первая в Константинополе выставка произведений русских художников-беженцев состоялась 9 октября 1921 в помещении клуба «Маяк» при местном центре YMCA (Юношеская христианская ассоциация), положив начало объединению русских художников. Официально Союз был учрежден 1 января 1922. Собрания Союза проходили сначала в ресторане «Дюльбер» в районе Галата, затем в клубе «Маяк». Союз насчитывал до 30 членов. В его состав входили Т.А.Алексинская, Г.К. Артемов, К.Н.Астори, В.В.Бобрицкий, Н.И.Васильев, Н.В.Зарецкий, В.С.Иванов, Д.В.Измайлович, Н.И.Калмыков (псевд. Калмыкоглы), Н.И.Кравченко, Н.К.Перов и др. Председателем Союза состоял В.И.Иванов, устроителем выставок – Д.В.Измайлович.

В 1922 путешествовал по Германии и Франции, занимался в художественной школе «Баухауз» в Веймаре, участвовал в 1-й Русской художественной выставке в Берлине.

С 1923 переехал на постоянное жительство в Нью-Йорк. Участвовал во многих выставках, но долго испытывал безденежье, прежде чем смог добиться внимания американцев и получить выгодные заказы: оформил русский клуб «Тройка» в Вашингтоне (1932), ночной клуб в Балтиморе (1934), нью-йоркский ресторан «Петрушка» и др.

В 1930-е годы писал портреты и уличные сцены, сочетая манеру примитива с элементами экспрессионизма. В 1932 году участвовал в выставке Современного русского искусства в Филадельфии.

М.Н.Бурлюк записала в дневник: «…Васильев пишет портреты уличных мальчишек, бессознательно подражая Сутину, Банду; фона светлые, с холста смотрят лица большеголовых с худыми руками и ногами уродов (….). Глаза их – тёмные круги без отметины зрачков…».

В 1940-60-е годы писал натюрморты, цветы, интерьеры и женские фигуры в изысканной декоративно-плоскостной манере. В американских журналах воспроизводились картины «Чай на двоих» (1941), «Г-жа Васильева» (1948), «Красная скатерть» (1952), «Голубая ваза» (1954), «на веранде» (1956) и др. «

Арт Ньюс» пишет в 1958: «…Николай Васильев, один из лучших колористов 50-х годов, надолго определился в своей мягкой манере. Его красочные натюрморты в интерьерах и на верандах, его довольные, несколько забавные женщины написаны умышленно вялым гуашевым мазком в прелестной палитре. Нет черного, чтобы он казался грубоватым, нет коричневого, чтобы его можно было назвать каштановым, нет белого, чтобы он выглядел мёртвым; каждый розовый цвет свеж как мякоть и аромат дыни. Смотреть на фрукты и уютные домашние предметы, скромно расставленные на столах, так же приятно, как есть или касаться их; другими словами, на накрытом для вас столе – тело и душа простых вещей…».

С1938 по 1963 годы провёл в Нью-Йорке 10 персональных выставок (в галерее Берта-Шафер, Чинез, Джон Хеллер и др.). Его работы были отмечены премиями конкурса Ла Туска (1948) и Иллинойского университета (1954).

Представлен в Бруклинском музее, Музее Уитни, Филадельфийском художественном музее, Пенсильванской академии изящных искусств, музеях Флориды, Иллинойса, Миннесоты, Небраски.

Умер в доме престарелых в Вильямстауне, штат Массачусетс, после долгой болезни в 1970.

Работа Н.Васильева в нашей коллекции
С.Крылов